Здоровые толстяки, худые диабетики и при чем здесь ты

про худых и толстых

О том, что ожирение влечёт за собой последствия для здоровья, писали многие, в том числе и я. Это вообще ни для кого не новость.

Мне абсолютно наплевать, как человек выглядит — это его личный выбор. В этом смысле, в общем-то, поддерживаю бодипозитив. Почему «в общем-то», а не «на 100%», я напишу в самом конце. Это просто краткое напоминание: мы тут (в этом материале) — не про внешность, а про здоровье.

Олег Зингилевский
Основатель Physical Trasnformation
Содержание

Звенья, из которых складывается цепочка, таковы

Звенья, из которых складывается цепочка, таковы:

  • мы жиреем в силу ряда объективных причин (избыток энергии, потребляемой с пищей, недостаток активности, способной его скомпенсировать);
  • избыточное накопление жира в теле, и, главное, на внутренних органах, провоцирует развитие инсулинорезистентности и постановку диагноза «метаболический синдром»;
  • далее вся эта история развивается в преддиабет и сахарный диабет второго типа (СД2), который с течением времени становится инсулинозависимым. Попутно повышаются риски по всему спектру поводов жить не очень хорошо и умереть досрочно: от сердечно-сосудистых заболеваний до слепоты и ампутаций.

Да, последовательность именно такова: сначала мы толстеем, а затем получаем печальные диагнозы.

Мы сбрасываем вес (а точнее жир) — и показатели здоровья приходят в норму, а люди снимаются с медикаментов (даже при инсулинозависимом СД2, если прошло не слишком много времени) [1], [2].

Как быть худым и здоровым

Как быть худым и здоровым

Когда рассказываешь вот это всё, обязательно встречаются две категории комментаторов

Когда рассказываешь вот это всё, обязательно встречаются две категории комментаторов:

  • первые подкидывают пример того, что у них есть дядя/дочь/подруга, которым поставили инсулинорезистентность/преддиабет/диабет, хотя они худые. И поэтому это всё из-за сахара/углеводов/яблок на ночь;
  • вторые притаскивают какую-нибудь бодипозитивную персону, центнер яростного феминизма, у которой анализы в порядке (спасибо зарядке). И следом идут примеры движения «Health at every size», в комбинации с «вы нас шеймите потому, что плохой человек».

На деле всё предсказуемо и скучно, давайте разбираться.

1. Типаж skinny fat. Он же жирный дрищ.

 

Если вы в одежде обычный человек, а без одежды всё очень плохо, стеснительно и дрябло, то этот пункт про вас.

Много жира, мало мышц

Много жира, мало мышц

Классический взгляд делит людей на условно стройных (индекс массы тела (ИМТ)<25) и на тех, кто условно с ожирением (ИМТ>30). Почему условно? Да потому что расчёт ИМТ основывается только на росте и весе и не учитывает % жира. А вот есть исследования людей, которые находятся в рамках нормального веса, но с ожирением (ИМТ<25, но высокий % жира) [3], [4], [5].

Много жира, мало мышц и ровно те же риски по здоровью, что и у откровенных толстяков.

Кстати, угадаете противоположную категорию, в которой ИМТ высокий, а % жира низкий?

Мышц много, жира мало, да это ж бодибилдеры!

Мышечная масса обладает протекторной функцией, хотя и не даёт тотальной защиты от метаболических нарушений [6]. Таким образом, человек с мышцами и жиром будет несколько здоровее человека с жиром, но без мышц. Кто бы сомневался.

ИМТ не является бесполезным показателем, он часто используется в исследованиях больших популяций, в массе отражая именно ожирение. А даже в случае абстрактного бодибилдера в вакууме, который крайне здоров метаболически, его высокий ИМТ может нам намекнуть на потенциальные проблемы с давлением или повышенной нагрузкой на суставы.

Похудение без вреда

Похудение без вреда

2. Собственно, наследственность.

В замечательном исследовании 2015 года [7] вопрос «диабета у худых» рассматривается с другой стороны, которая, впрочем, никак не противоречит тому, что изложено в первом пункте.

Существует интересное наблюдение, что похудение снимает диагнозы и нормализует уровень глюкозы не только у обладателей ожирения, но и у… худых. Худой — не значит обезжиренный. Снижение % жира по-прежнему решает проблему.

Однако в данном исследовании авторы пошли дальше и описали так называемый personal fat threshold (PFT), индивидуальный порог ожирения, за которым следует развитие инсулинорезистентности.

Это сугубо персональная граница, за которой начинаются метаболические нарушения: кому-то не повезло, и он ловит диабет, будучи ещё вполне обычным человеком.

Другой щеголяет нормальными показателями при существенно избыточном весе.

Кто виноват? Индивидуальный порог.

Также об этой теории говорят исследования из 70−80х, когда ожирение не было повальным и считалось, что СД2 с ним не особо связан. Например, между 1977 и 1991 годами у 5102 участников United Kingdom Prospective Diabetes Study (UKPDS) [8] был диагностирован СД2, и у 36% из них был нормальный ИМТ (<25).

Сейчас эти цифры кажутся удивительными из-за повального ожирения в мире. При такой ситуации данный порог перешагивается уверенно и с запасом, и лишь единицы удивляются (те, кому очень сильно повезло, либо наоборот).

Технически, это именно склонность отдельно взятого человека накапливать жир в печени и поджелудочной и индивидуальная восприимчивость к этому накоплению.

Занимательно, что, например, этническая принадлежность существенно влияет на предрасположенность к развитию диабета.

Большое популяционное исследование показало, что эквивалентная степень риска для европеоидов с ИМТ > 30 кг/м2, выражается у жителей Южной Азии как 25,2 кг/м2, а у африканцев и карибцев — 27 кг/м2. [9].

В переводе на русский: чтобы заполучить метаболические нарушения, чёрным ребятам в среднем нужно зажиреть меньше, чем белым, а азиатам — так вообще совсем чуть.

3. Все ли оверсайз ребята и девчата являются победителями в генетическую лотерею? Не факт.

Зачастую те, кто демонстрируют нормальные показатели несмотря на ожирение — это как раз те самые обладатели достаточно большого количества мышечной массы (мы этого касались в п. 1) и/или ведущие нетипичный для своей комплекции активный образ жизни [10].

Исследования показывают, что их риски снижены по сравнению с нетренированными обладателями ожирения, но далеко не равны нулю [11], [12].

Они рискуют заиметь весь спектр проблем в перспективе, особенно если продолжат обрастать жиром [13], [14], [15]. Метаболическое здоровье при ожирении — для большинства явление временное [16].

Хорошим примером такого персонажа является спортсмен, который зажирел, но всё ещё тренируется.

Зажирел — риски выросли, но пока активен, они не критичны.

Бросил — получил весь спектр проблем.

Был спортивным стал толстым

Был спортивным стал толстым

Выводы 

  • ожирение вредит здоровью, факт.

  • с ожирения начинается целый ряд хронических проблем со здоровьем. Человек с ожирением здоровым не бывает, оно есть независимый фактор риска. Устрани ожирение, и по цепочке исправится многое.

  • спорт и активность не заменяют похудения, но способствуют ему + являются независимым фактором для снижения рисков.

  • ни сахар, ни фрукты, ни углеводы на ночь не являются причиной твоих диагнозов. Похудеть они не мешают. Если специалист предлагает «исключить фрукты, потому что в них сахар, поэтому не более двух яблок в день, но только зелёных и точно не на ночь» — это говно, а не специалист. Бегите от него.

  • инсулинорезистентность не мешает похудеть. Худеете и — о, чудо! — никакой инсулинорезистентности.

 

В конце — обещанная пара слов о бодипозитиве.

То, как выглядит человек и что он выбирает делать со своим здоровьем, это его выбор, безусловно.

Однако давайте немного помнить о том, что есть личный пример и есть люди, которые окружают.

Есть любимый человек, который, возможно, хочет, чтоб рядом было не только родное, но и приятное.

Есть работодатель, который хочет оплачивать хорошо сделанную работу, а не больничные.

Есть дети, которым хочется видеть родителя здоровым и как можно дольше живым.

При всей наследственности, ожирение и его последствия — это отражение образа жизни. А ещё есть лицемерие про «мне неважно».

Каждый человек между «быть богатым и больным» и «быть богатым и здоровым» выберет второе.

Делая выбор — мыслите шире, друзья!

Список источников

  1. Type 2 Diabetes (Taylor, 2013)
  2. Remission of Human Type 2 Diabetes Requires Decrease in Liver and Pancreas Fat Content but Is Dependent upon Capacity for β Cell Recovery (Taylor, 2018)
  3. Normal-Weight Obesity: Implications for Cardiovascular Health (Jean, 2014)
  4. The concept of normal weight obesity (Oliveros, 2014)
  5. Plasma High-Resolution Metabolomics Differentiates Adults with Normal Weight Obesity from Lean Individuals (Bellissimo, 2019)
  6. Relative Muscle Mass Is Inversely Associated with Insulin Resistance and Prediabetes. Findings from The Third National Health and Nutrition Examination Survey (Srikanthan, 2011)
  7. Normal weight individuals who develop type 2 diabetes: the personal fat threshold (Taylor, 2015)
  8. UK Prospective Diabetes Study (UKPDS). VIII. Study design, progress and performance (Turner, 1991)
  9. Ethnicity-specific obesity cut-points in the development of Type 2 diabetes – a prospective study including three ethnic groups in the United Kingdom (Tillin, 2015)
  10. Healthy obesity and objective physical activity (Bell, 2015)
  11. Risk of developing diabetes and cardiovascular disease in metabolically unhealthy normal-weight and metabolically healthy obese individuals (Aung, 2013)
  12. Beyond BMI: The «Metabolically healthy obese» phenotype & its association with clinical/subclinical cardiovascular disease and all-cause mortality – a systematic review (Roberson, 2014)
  13. Long-term metabolic risk for the metabolically healthy overweight/obese phenotype (Espinosa De Ycaza, 2017)
  14. Associations Between Measures of Sarcopenic Obesity and Risk of Cardiovascular Disease and Mortality: A Cohort Study and Mendelian Randomization Analysis Using the UK Biobank (Farmer, 2019)
  15. Metabolically healthy obesity and risk of incident type 2 diabetes: a meta-analysis of prospective cohort studies (Bell, 2014)
  16. Stability of metabolically healthy obesity over 8 years: the English Longitudinal Study of Ageing (Hamer, 2015)

Блог о здоровом похудении и правильном питании