Источники жиров и их качество
Для кето совершенно типичны масла в неограниченном количестве (растительного и животного происхождения), сыры (в особенности твёрдые), жирная рыба, жирное мясо и птица, яйца, авокадо, специи, бескалорийные подсластители, чай и кофе.
С некоторыми ограничениями: сливки, сметана и иная жирная молочка (всё-таки содержащая углеводы), нежирные рыба, мясо, птица и морепродукты (из-за некоторой лимитированности в потреблении белка), алкоголь (крепкий, безуглеводный), шоколад (очень чёрный), заправки и соусы (в пользу жирных, вроде майонеза, и минимально углеводные, вроде кетчупов).
Вокруг качества жиров в нутрициологических кругах разворачиваются обширные баталии, однако по сумме доказательной базы можно сделать вывод о негативном влиянии насыщенных жиров (прежде всего животного происхождения) на состояние сердечно-сосудистой системы через увеличение количества атерогенных частиц, переносчиков холестерина, и связанные с этим фактом риски, которые имеют накопительный характер [1]; и положительном влиянии поли- и мононенасыщенных жиров (из рыбы и растительных источников).

Кето как диета для похудения
При этом обобщать все насыщенные жиры до вредоносных ошибочно:
- насыщенные жиры животного происхождения обладают выраженным негативным воздействием на липидный профиль (жирное мясо, сливочное масло, сало, бекон и т. д.);
- насыщенные жиры растительного происхождения (тропические масла: кокосовое, пальмовое) обладают нейтральным либо умеренно негативным влиянием на липидный профиль, масло какао при этом имеет положительный эффект как раз благодаря какао-продуктам;
- насыщенные жиры в молочной продукции (молоко, йогурты, сыры) обладают нейтральным либо умеренно положительным эффектом (благодаря мембране жировой глобулы молока), исключением является сливочное масло по причине технологических особенностей производства [2];
- насыщенные жиры (кроме насыщенных жиров из молочной продукции) также могут негативно влиять на состав микрофлоры ЖКТ [3], способствуют висцеральному ожирению и имеют независимое от энергобаланса влияние на формирование печеночного ожирения (и, соответственно, развитие инсулинорезистентности) [4], [5], [6].
Количество атерогенных частиц вообще и липопротеинов низкой плотности в частности (ЛПНП, «плохой» холестерин) определяет величину рисков развития сердечно-сосудистых заболеваний [7], [8], [9], [10], [11].
Сокращение доли насыщенных жиров и их долгосрочная замена на ненасыщенные снижает данные риски [12]. Здесь можно сделать дополнительную оговорку о том, что для женщин риски по сердечно-сосудистым заболеваниям ниже из-за протекторной функции эстрадиола. По этой же причине женщины менее чувствительны к изменению количества насыщенных жиров в рационе [13].
С одной стороны, кето в России очень любят именно женщины, с другой – в менопаузе защитная функция улетучивается, а кето особенно любимо как раз этой возрастной категорией. С третьей – холестериновые бляшки растут годами, и как будто можно уже не переживать сверх меры.
Исследования обнаруживают, что высокожировые низкоуглеводные диеты могут быть очень здоровыми, но всё сводится к качеству жиров внутри диеты. [14], [15], [16].
Есть существенная разница между большим количеством насыщенных жиров на типичном народном кето (жирное мясо, бекон и сливочное масло (возможно, даже в кофе)) и диетой, где превалируют ненасыщенные жиры (поли- и моно-) из рыбы, орехов, авокадо, оливок и из производных масел [17]. Напоминаю, что неслучайно большинство гайдлайнов рекомендуют не выходить по насыщенным жирам (из любых источников) за 8-10% калоража [18].

Правильный подсчет калорий
А что с белком?
Возможно, вы обратили внимание на белок и на то, что с ним тоже не рекомендуется перебарщивать. Если мы говорим о классическом кето, которое применяется в медицинских целях, то требования к белку будут совершенно минимальные, в диапазоне между 0,8 г и 1,2 г на кг веса.
Однако, если мы рассматриваем кето с точки зрения улучшения физической формы и, как минимум, сохранения мышечной массы в дефиците входящей энергии, 1,2 г – это явно мало: и с точки зрения насыщения, и с точки зрения оптимизации оборота белка [19], [20], [21].
Тем более, что на низкоуглеводках для сберегания мышечной ткани требуется несколько повышенное потребление белка [22], [23]. Здесь начинается противоречие, т. к. считается, что избыток белка и доступность субстрата для конвертации в глюкозу снижает степень синтеза кетоновых тел и потому противопоказан.
И действительно, высокое потребление белка снижает кетогенез, но не предотвращает его. По сумме факторов, консервативная рекомендация по минимизации количества белка в рационе является чрезмерной.
Так, в одном исследовании, где изучался синтез глюкозы из аминокислот, исследователи пришли к выводу, что в глюкозу конвертируется абсолютный минимум, чисто чтобы покрыть необходимое, и говорить о том, что больше потребление белка = выше синтез глюкозы, – не совсем верно [24]. Из исследования на велосипедистах известно, что 1,8 г белка позволяли находиться в состоянии глубокого кетоза при потреблении менее 20 г углеводов в сутки [25].
В целом, исследования показывают ОЧЕНЬ разные значения уровня кетонов в крови/моче при самом разном количестве белка в рационе, поэтому данное значение может оказаться исключительно индивидуальным, и стоит подбирать его конкретно под себя, плавно увеличивая количество белка от недели к неделе и не забывая мочиться на бумажные полосочки. Конечно, это имеет смысл, если вы подсчитываете входящие КБЖУ, а это, несомненно, стоит делать ради управляемости процесса. Если же вы используете наитие, то… ок. В целом остаётся открытым большой вопрос: зачем юзать кето, если мы и так всё считаем и контролируем.
Вряд ли идеальное кето совместимо с диапазонами 2,3 – 3,1 г белка на 1 кг веса, используемым достаточно продвинутыми силовыми атлетами (для которых столь высокое потребление начинает иметь смысл), а вот диапазон в 1,6 – 2,0 г, который более чем достаточен для любителей и атлетов несиловых видов, более доступен на кетогенных режимах.
Отдельные продукты как повод для сомнений
Мы едим не абстрактные макронутриенты, а пищу, которая содержит комбинацию из микро- и макронутриентов. И говоря о выборе продуктов, наполняющих диету, мы можем оценивать связанные с этим выбором риски. Или просто особенности.
- Кокосовое масло и MCT
Аббревиатура MCT означает среднецепочечные жирные кислоты, которые являются достаточно уникальным продуктом – легкодоступный энергетический субстрат с быстрым усвоением и меньшей калорийностью (семь ккал на грамм в отличие от иных жиров, в которых девять), способный повышать производство кетонов и несколько подавляющий аппетит.
Данный суперфуд извлекается из кокосового масла и отдельно от него мало применим в пищу, т. к. является жидкостью без выраженного вкуса и запаха: салат особо не заправишь, однако вполне можно добавить в шейк или протеиновый коктейль, что может быть полезно для поддержания производительности спортсменов на кето.
Что касается самого кокосового масла, то оно лишь примерно на 13% состоит из MCT (капроновой, каприловой, каприновой жирных кислот) и более чем на 40% – из длинноцепочечной лауриновой [26]. Поэтому кокосовое масло обладает лишь частью свойств изолированных MCT.
И обладает свойствами насыщенных. Тропические масла (кокосовое, пальмовое) являются растительными и обладают скорее нейтральным эффектом для здоровья, однако в долгосрочной перспективе могут иметь умеренно негативное влияние на липидный профиль, на состав микрофлоры и на формирование висцерального/печёночного ожирения [27].
- Красное мясо
Красное мясо является достаточно противоречивым продуктом, который обладает как выраженными положительными свойствами: является отличным источником белка, естественным образом содержит креатин, карнитин, биодоступное гемовое железо; так и отрицательными.
В последние годы появилось значительное количество свидетельств того, что злоупотребление красным мясом, в особенности обработанным, может быть независимым фактором риска для развития онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний.
Обработанное красное мясо (ветчины, беконы, хамоны, карбонады и т. д.) объединяет сумму факторов, повышающих канцерогенные риски: нитриты (усилители вкуса и консерванты), гемовое железо и длительная температурная обработка, которые приводят к образованию канцерогенных нитрозаминов. International Agency for Research on Cancer называет количество от 50 г в день гарантированно повышающим риски развития рака кишечника в дозозависимой манере.
Существует некоторая неопределенность касательно иных обработанных источников животного происхождения (птица, рыба) и необработанных источников, содержащих гемовое железо (печень птиц и рыб, некоторые моллюски). Скорее всего, по ним риски всё ещё есть, но они ниже [28], [29].
По необработанному красному мясу безопасной отсечкой считается 100 г в день (или до 700 г в неделю [30], [31]. В некотором количестве нитрозамины образуются внутри ЖКТ, что тоже может повышать риски, особенно для тех, у кого есть специфическая наследственность.
Можно ли снизить риски?
Да, можно.
И здесь протекторную функцию выполняет потребление клетчатки в целом и овощей/фруктов в частности [32]. Мы не знаем, способно ли потребление овощефруктов в промышленных масштабах свести риски развития ректальных видов рака к нулю, у нас нет таких данных. Однако мы знаем, что потребление клетчатки на уровне 40-55 г в сутки (это МНОГО клетчатки) способно значительно данные риски снизить [33].
Также на онкологические риски влияет метод приготовления: при обугливании мяса образуются гетероциклические амины, при закипании и капании жиров – полициклические ароматические углеводороды.
Первые корректируются методом приготовления: варка, тушение, приготовление на пару и т. д., либо кратковременная жарка при высоких температурах (стейк medium rare в данном случае выигрывает у well done).
Второе трудно получить, если использовать нежирное мясо.
Что касается повышения рисков по сердечно-сосудистым заболеваниям, то его, как правило, также связывают с насыщенными жирами животного происхождения, однако исследования демонстрируют и независимый эффект, предположительно за счёт того же гемового железа.
Казалось бы, информации о том, как минимизировать риски более чем достаточно, однако стоит вспомнить любовь адептов кето к стейкам полной жирности, свинине и баранине, салу и бекону, а также к сливочному маслу, которое в силу особенностей изготовления приобретает выраженное негативное влияние на липидный профиль. Это с одной стороны.
С другой – ограничение по углеводам (до 50 г в сутки) едва ли позволит собрать здоровый минимум клетчатки, об оптимуме речь вообще не идёт.
Если заморочиться, то можно собрать 40 г клетчатки на низкоуглеводной диете (до 150 г углеводов в день – туда уже помещаются не только овощи, но и немного ягод, фрукты, цельнозерновые, бобовые).
И это аргумент в пользу того, чтобы не сводить кето к режиму «жирнее, ещё жирнее», а реально морочиться с выбором продуктов.
Чем более радикален и рестриктивен рацион, тем внимательнее приходится относиться к компенсации того, чего вы себя добровольно лишили. И в случае попытки поймать баланс между большим количеством красного мяса и растительностью/клетчаткой совсем не получается «натянуть одеяло» одновременно на голову и на пятки.
На этом вторая часть всё.
В третьей части про кето мы ещё попытаемся примерить кето на другие аспекты жизни, приладить к спортивной производительности, покрутить-покурить с разных сторон, да и сделать уже некие окончательные выводы. А вдруг пациент скорее жив, чем мертв? Скоро узнаем!
Список источников
- Effect of low carbohydrate high fat diet on LDL cholesterol and gene expression in normal-weight, young adults: A randomized controlled study (Retterstøl, 2018)
- Milk and dairy consumption and incidence of cardiovascular diseases and all-cause mortality: dose-response meta-analysis of prospective cohort studies (Soedamah-Muthu, 2011)
- Effects of dietary fat on gut microbiota and faecal metabolites, and their relationship with cardiometabolic risk factors: a 6-month randomised controlled-feeding trial (Wan, 2018)
- Overeating Saturated Fat Promotes Fatty Liver and Ceramides Compared With Polyunsaturated Fat: A Randomized Trial (Rosqvist, 2019)
- Intrahepatic Fat and Postprandial Glycemia Increase After Consumption of a Diet Enriched in Saturated Fat Compared With Free Sugars (Parry, 2020)
- The role of hepatic lipids in hepatic insulin resistance and type 2 diabetes (Perry, 2014)
- Low-density lipoproteins cause atherosclerotic cardiovascular disease. 1. Evidence from genetic, epidemiologic, and clinical studies. A consensus statement from the European Atherosclerosis Society Consensus Panel (Ference, 2017)
- Low-density lipoprotein particle number and risk for cardiovascular disease (Cromwell, 2004)
- Association Between Lowering LDL-C and Cardiovascular Risk Reduction Among Different Therapeutic Interventions: A Systematic Review and Meta-analysis (Silverman,2016)
- Association of Triglyceride-Lowering LPL Variants and LDL-C-Lowering LDLR Variants With Risk of Coronary Heart Disease (Ference, 2019)
- Low-density lipoproteins cause atherosclerotic cardiovascular disease: pathophysiological, genetic, and therapeutic insights: a consensus statement from the European Atherosclerosis Society Consensus Panel (Borén, 2020)
- Reduction in saturated fat intake for cardiovascular disease (Hooper, 2020)
- Differences between men and women in the response of serum cholesterol to dietary changes (Weggemans, 2001)
- Low-Carbohydrate Diets and All-Cause Mortality: A Systematic Review and Meta-Analysis of Observational Studies (Noto, 2013)
- Low-carbohydrate, high-protein score and mortality in a northern Swedish population-based cohort (Nilsson, 2012)
- Low carbohydrate diet from plant or animal sources and mortality among myocardial infarction survivors (Li, 2014)
- The Effects of Different Degrees of Carbohydrate Restriction and Carbohydrate Replacement on Cardiometabolic Risk Markers in Humans-A Systematic Review and Meta-Analysis (Fechner, 2020)
- Individual variation in plasma cholesterol response to dietary saturated fat (Cox, 1995)
- Dietary protein for athletes: from requirements to optimum adaptation (Phillips, 2011)
- International society of sports nutrition position stand: diets and body composition (Aragon, 2017)
- A systematic review of dietary protein during caloric restriction in resistance trained lean athletes: a case for higher intakes (Helms, 2013)
- Effect of a plant-based, low-fat diet versus an animal-based, ketogenic diet on ad libitum energy intake (Hall, 2021)
- Low-Carbohydrate Training Increases Protein Requirements of Endurance Athletes (Gillen, 2019)
- Dietary Proteins Contribute Little to Glucose Production, Even Under Optimal Gluconeogenic Conditions in Healthy Humans (Fromentin, 2013)
- The human metabolic response to chronic ketosis without caloric restriction: preservation of submaximal exercise capability with reduced carbohydrate oxidation (Phinney, 1983)
- Medium chain length fatty acid esters and their medical and nutritional applications (Babayan, 1981)
- Coconut oil consumption and cardiovascular risk factors in humans (Eyres, 2016)
- Carcinogenicity of consumption of red and processed meat (Bouvard, 2015)
- Carcinogenicity of consumption of red meat and processed meat: A review of scientific news since the IARC decision (Domingo, 2017)
- Mortality from different causes associated with meat, heme iron, nitrates, and nitrites in the NIH-AARP Diet and Health Study: population based cohort study (Etemadi, 2017)
- Red meat consumption and mortality: results from 2 prospective cohort studies (Pan, 2012)
- Co-consumption of Vegetables and Fruit, Whole Grains, and Fiber Reduces the Cancer Risk of Red and Processed Meat in a Large Prospective Cohort of Adults from Alberta’s Tomorrow Project (Maximova, 2020)
- A vegetable to meat consumption ratio as a relevant factor determining cancer preventive diet. The Mediterranean versus other European countries (Kapiszewska, 2006)