img

Коротко о том, почему ты не можешь накачаться (Часть 2)

Ты уже прочитал первую часть? Тогда продолжим!

img
Олег Зингилевский
Основатель Physical Trasnformation
СОДЕРЖАНИЕ

Возможно, тебя насторожили формулировки «близко к отказу» или «в отказ». И здесь мы переходим ко второму пункту, который касается выбора упражнений и техники выполнения. Вообще, ссылаться на исследования по этой теме — дело довольно пустое из-за кривизны дизайна и подопечных в абсолютном большинстве из них. А сама тема соткана из противоречий.

Можно выделить три рабочих варианта выполнения подхода:

  1. Работа в отказ. Делаешь, пока не отказала целевая мышечная группа.
  2. Работа близко к отказу. Остаётся 1−2 повторения в запасе, концепция reps in reserve.
  3. Работа за отказ. Целевая мышечная группа отказала, но мы, например, делаем дроп-сет: скидываем треть веса и продолжаем собирать стимул.

Разберём и оцифруем.

1. Работа в отказ

В первом варианте всё очевидно: каждый подход собирает все стимулирующие повторения. Метод стрессовый, утомительный, зато не требует большого количества подходов.

Пример: за 3 подхода упражнения Х собрали 15 стимулирующих повторений. Мы великолепны!

Особенности:

  • Нужен навык работы в отказ (тяжело морально и физически, зачастую болезненно). Этому реально приходится учиться!
  • Сильно копится усталость: моральная, физическая, усталость ЦНС.
  • Нужна выверенная техника исполнения: уставая, люди начинают очень сильно кривлять технику. В результате начинает работать всё что можно вокруг целевой группы, кроме неё самой, и растёт риск травмы.
  • Нужен тщательный выбор упражнения. Как бы мы ни любили базовую базу, удалую тройку и заветы седин, но стимул там размазан, бьёт по площадям, и непонятно, куда конкретно.Присед со штангой делают кто для квадрицепса, кто для ягодиц, но антропометрия бывает очень разная, и иногда, вопреки ожиданиям, у девчат откликаются квадры, а у мужчин — жопь.Да и вообще, даже при нужном попадании в эти мышцы, первыми отъезжают не они, а поясница или дыхалка. На становой ровно то же: первыми дают о себе знать хват и поясница, а не ягодицы/задняя поверхность. А если отказало какое-то мелкое звено — сколько стимулирующих повторений реально получила та мышечная группа, ради которой всё затевалось? Таким образом, для работы в отказ нужно выбирать упражнения с высоким уровнем стабильности, то есть строить тренинг в большей степени вокруг тренажёров, где работа в отказ совершенно безопасна.
Как накачаться

Как накачаться

Из массы исследований известно, что остановка за 1−2 повтора до отказа вполне себе хорошо работает для роста силовых и гипертрофии.

Пример: 

15 стимулирующих повторений в упражнении Х за 3 подхода мы не соберём — соберём лишь 9, но мы можем сделать 5 рабочих подходов. Ура! Мы снова великолепны!

Плюсы:

  • Подходит, если техника начинает «ехать» в конце подхода. А большее общее количество подходов как раз позволяет немного отточить технику.
  • Скорее всего, можно меньше отдыхать между подходами — не так «контузит».
  • Естественный выбор для любителей многосуставных упражнений со свободными весами (та самая база). 1−2 повтора в запасе как раз уберегут от травмы, ибо отказ в подобных упражнениях обычно сопряжён с чудовищным нарушением техники исполнения.
  • Больше механической работы (подходов, повторов) выполним — больше калорий сожжём.

Минусы:

  • Если регулярно не работать в отказ, тебе никогда и ни за что не нащупать грань в 1−2 повторения до отказа. Ты можешь думать, что там в запасе 2, а в реальности — все 5.
  • Много подходов и мало стимула = оверюз, накопленная травма от большого количества однообразной работы. Работа в отказ и за отказ = больше стимула при меньшем количестве работы.

Хороший компромиссный вариант между, А и Б, который требует опыта: работа до 0−1 повторения до отказа. На опыте уже знаешь, как выглядит заключительное повторение, за которым «всё», и после него тормозишь.

Если всё делать правильно, то промашки, а с ними и отказ, всё-таки случаются — ведь мы балансируем на грани.

Хороший компромиссный вариант номер 2: работа в уверенный отказ в заключительном подходе, при условии что в остальных чуть притормаживали. Опять же, только в подходящих под это упражнениях.

 3. Работа за отказ.

Возможность собрать сильно больше стимула за один рабочий подход. В некоторых протоколах встречаются режимы, где на каждое упражнение даётся всего 1−2 подхода.

Пример: 

В упражнении Х делаем один тяжёлый рабочий подход в отказ, собираем 5 стимулирующих повторений. И следом ещё один — с дроп-сетом в две ступени, возможно, оставляя 1 повтор в запасе, за исключением последней ступени. 4 стимулирующих повтора (-20−30% веса) + 4 стимулирующих (-20−30% веса) + 5 стимулирующих. Итого за 2 подхода: 18 стимулирующих повторений. Мы — что? Правильно, великолепны.

Подсчёт повторений «за отказом» — это тоже немного «вилы и вода». Не стоит брать описанную выше математику за абсолютную истину, но суть, думаю, ясна.

Особенности:

  • Реально наивысший КПД на единицу времени/усилий.
  • Решение для опытных/продвинутых, когда для прогресса нужно максимум стимула при минимуме лишней работы, ибо веса, травмы и т. д.
  • Такая работа требует восстановления, это не любительский тренинг.
  • Отдых между подходами ни разу не короткий, но в целом экономия времени приличная.
  • Требуется навык работы в очень изматывающем и болезненном режиме.
  • Техника выполнения должна быть на высоте, иначе риски значительно растут.
  • Требует ещё более тщательного выбора упражнений с минимальным риском потенциального травматизма и возможностью оперативно сбрасывать вес (если это именно дроп-сет).

Важно: нет упражнений хороших и плохих.

Есть упражнения, более или менее подходящие для реализации той или иной цели. В одних дисциплинах целью является перемещение снаряда (пауэрлифтинг, тяжёлая атлетика, кроссфит), а стимул является неотъемлемым, но побочным эффектом работы.

В других (фитнес/бодибилдинг) — цель как раз в стимуляции целевой мышцы, и мы сейчас именно про этот вариант. Кто-то практикует второй вариант, но очень любит «большую тройку» — и с этим нет никаких проблем, если лежит душа.

Вне зависимости от выбора упражнения, техника исполнения — это задача номер один. КАК — это в хорошей технике и с полной самоотдачей в каждом рабочем подходе.

Какой вывод можно сделать?

А такой, что при типичном подходе «даже не близко к отказу», когда люди откровенно жалеют себя и бросают работу на некой заветной цифре (например, 12) или прекращают, просто потому что «ручки сильно печёт» — можно вообще не собрать полезного стимула.

Или с нескольких подходов собрать буквально какие-то крохи. Много работы и мало толка, одна пустая суета. Ты ж так не делаешь, правда? Ну, теперь точно не сделаешь!

Третье слагаемое того самого КАК — это основополагающий принцип progressive overload (или «прогрессивная перегрузка»). 

Чтобы прогрессировать, стимул с течением времени должен расти.

Ты же помнишь, что в рабочем подходе мы делаем «все» повторения?

Предположим, ты пожал штангу 100 кг на 8 раз, и было это на прошлой тренировке. А на этой — выжал аж 10. Отлично! На следующей? 12? Потрясающе. Ты начал (а) вырастать из этих штанишек, давай-ка сделаем прибавку. Скорее всего, это будет 105 кг. Сколько повторений получится? 8? 10? 9?

Progressive overload — это штука, на которую нужно смотреть с двух сторон.

  • С одной — рост количества повторений и возможность увеличения веса снаряда — это сигнал о том, что мы восстановились от прошлой нагрузки и адаптировались к ней. То есть буквально: всё именно так, как задумывалось, мы движемся в верном направлении, делаем как надо и сколько надо!
  • С другой — это осмысленное стремление к повышению рабочих весов и/или количества повторений. Важно понимать: для того чтобы продолжать прогрессировать, тебе придётся увеличивать количество блинчиков на штанге, а не довольствоваться тем, с чем ты и так легко справляешься.

Помни, что веса будут стремительно расти у новичка и едва ползти у опытного.

Поэтому тем, кто «уже повидал кое-какое дерьмо», нужно смотреть не на еженедельные прибавки, а, скорее, на ежемесячные/ежеквартальные.

В то время как начинающим — сознательно притормаживать, если техника «поехала», и работать сначала над ней.

Впрочем, техника — это вечная история, и иногда progressive overload заключается в том, чтобы откорректировать, а то и вообще, перестроить технику выполнения упражнения.

Ещё важный аспект: восстановление.

Зачастую если «прогресс встал», дело не в количестве подходов, повторов и прочих переменных, а в элементарном недосыпе, хроническом энергодефиците, бурных выходных и прочих факторах, не способствующих прогрессу.

Итоги и выводы

  1. ЛЮБАЯ программа будет работать, если её делать хорошо. Это самое освобождающее, просветляющее и разочаровывающее знание одновременно: атлетам удавалось сделать незаурядную форму на самых разных тренировочных режимах. Зачастую — буквально противоположных. И даже если некоторых объективно выручает генетика, фактор «въёба» не отнять даже у них.
  2. Рабочий подход — всегда страшный, его не хочется делать, потому что, блэт, тяжело. Поэтому запросы из серии «напишите мне программу» — ничто без адекватного исполнения и жажды прогрессии. Именно непонимание конечного потребителя «как этим пользоваться» делает из любой самой совершенной тренировочной программы нерабочее барахло.

А теперь, когда прояснилось: «Ебашь, мудачина! Жми это дерьмо». Даже если ты ясноглазая барби, и дерьмо пока что розовое)) Ибо трансформация не терпит посредственности 😉

P.S. Какбэ не вошедшее в статью, но я не могу оставить это неопубликованным))

Тренировка — как хоррор-муви.

Знаете, как в фильме ужасов: весёлая компания приехала в стрёмный старый дом — это ты пришёл на тренировку. Персонажи начали бродить по одному — то половица скрипнет, то часы с кукушкой пойдут вспять, намекая, что скоро будет мясо — это ваши разминочные подходы.

Когда древнее зло находится где-то рядом с отколовшимся от коллектива персонажем, которого оно наверняка сожрёт, а саспенс нагнетается нарастающей тревожной музыкой — это первые повторы рабочего сета, прелюдия к мясорубке.

Когда пошла жара, персонаж вопит от ужаса и боли, но всё ещё бежит без ног и кричит без головы — это те самые стимулирующие повторения.

Когда окончательно перестал сопротивляться и почил — это наступил отказ. Аминь. Теперь очередь блондинки с сиськами.

Я долго думал, куда отнести парочку, которая непременно выживет. Решил, что это как раз твои ноги, которые ты по малодушию не тренируешь в отказ. Но они всё равно получают взбучку, которую помнят долго))

Когда зло всех сожропало и стало сильнее, зубастее и злее — это наступила адаптация. Прогрессив оверлоад как он есть. В продолжении в проклятый старый дом должны приехать уже не школьники старших классов, а первокурсники…

Блог о здоровом похудении и правильном питании

img

Сахар. Главный бабайка фитнес-индустрии. Ч.3

Качество кожи может отражать внутреннее состояние организма, на которое влияет диета в целом. Давайте не забывать, что наш организм очень эффективно «разваливает» входящую пищу на микроэлементы, которые дальше идут в ход.

img

Как перестать заедать стресс: 7 эффективных способов победить эмоциональный голод

В медийной среде активно обсуждаются причины переедания и ожирения, и можно выделить три ключевых подхода к объяснению этого явления: «Это всё из-за слабости характера!». Такую позицию занимает типичный олдскульный бодибилдер в своих неизменных полосатых штанах. Он убеждён, что люди набирают вес исключительно из-за лени и неумения держать себя в руках. По его логике, стоит лишь […]

img

Секретные секреты похудения

Эта статья для тех, кто очень хотел в поток похудения без изнурительных диет, но отчего-то еще не зашел. Не запрещай себе отдельные виды пищи. Нет плохих продуктов (почти, но и их можно, если сильно хочется), есть их бесконтрольное потребление. Расскажем про основные правила здорового похудения.

img

Реальная проблема (не)худеющих

На самом деле нет никакой проблемы с тем, чтобы похудеть. Тысячи людей успешно худеют каждый год. Проблема в другом: кто может удержать результат? По статистике 80% похудевших наберут обратно свои килограммы уже в течение первого года после.

img

Конвертируется ли белок в жир?

Бытует мнение, что белок не умеет конвертироваться в жир. Ну, технически говоря, умеет/могёт [1], но зачем нам рассматривать абстрактные метаболические пути, если есть практические наблюдения и исследования на людях?

img

Таинства метаболизма: сломать нельзя разогнать (Часть 3)

В первой части я писал, что в реальности «разгон метаболизма» — это никакой не разгон. Фактически это всего лишь образ жизни, создающий достаточные затраты, чтобы полностью удовлетворять аппетиты. Во второй части намекнул на чудесное исцеление от недуга адаптивного термогенеза. Как ты понимаешь, не такое уж чудесное.